Из-за нехватки квалифицированных сотрудников и цифровой трансформации экономики возрастает потребность в функциях интеллектуального поиска и решениях для чат-ботов. Если приложения будут основаны на хорошо структурированных и открытых данных, диалоговый ИИ может изменить общение в туризме.
Говори, а не печатай
Для многих людей, особенно молодежи, использование голосовых интерфейсов теперь является само собой разумеющимся — набор текста все чаще воспринимается как раздражающий процесс. Таким образом, доступ к туристическим данным и услугам на естественном языке имеет высокий потенциал в будущем для туристических приложений, поддерживаемых искусственным интеллектом (ИИ).
Ожидается, что интеллектуальные голосовые модули найдут применение во всех типах приложений, например,
- голосовые помощники, такие как Алиса, Маруся и Салют, дома или в офисе,
- диалог с помощниками в автомобиле (с теми же функциями диалога, что и голосовые помощники в доме),
- телефонные помощники для обслуживания клиентов (поддержка первого уровня),
- чат-боты и другие приложения, которые все еще тестируются в контексте туризма, такие как приложения дополненной реальности AR/VR.
Туристические услуги сложны для понимания и не могут быть проверены заранее, поэтому у гостей возникает повышенная потребность в информации перед поездкой. Предложения или планирование мероприятий во время отпуска часто планируются самими туристами или по рекомендации туристических ресурсов в сети, так что путешественники сегодня являются активными со-творцами своего отпуска.
Это приводит к тому, что туристические услуги требуют большого количества описаний, и эта информация становится важным элементом в цепочке принятия решения о поездке. Теперь вместо людей функцию поиска и подбора решений берут приложения чат-боты, которые могут быстро и точно отвечать на простые запросы.
Уже в самом ближайшем будущем мы ожидаем, что доступ к туристическим данным и услугам будет все чаще осуществляться через естественный язык, поскольку технологии распознавания и воспроизведения речи уже достигли зрелости, а языковой обмен является частью нашего естественного человеческого взаимодействия и общения.
Такие привычные элементы управления интерфейсом, как клавиатура или мышь, можно рассматривать как связующую технологию. Веб-браузеры и другие приложения уже поддерживают голосовой ввод. Обработка полных и правильных предложений часто дает лучшие результаты в Яндексе и Google, чем поиск по ключевым словам.
Например, поиск подходящего велосипедного тура по-прежнему представляет собой проблему для гостей.
Простой запрос: «Я хочу проехать на велосипеде завтра по этому маршруту. Оно должно длиться максимум три часа и предоставлять детям прекрасную возможность поиграть по пути. После этого мы хотели бы пойти поесть вкусного мороженого. Найти!»
Только представьте, сколько нужно будет выполнить поисковых запросов в Яндекс-Google или использовать определенные приложения. Результаты часто являются неполными, а иногда и устаревшими, например, когда речь идет о том, действительно ли кафе-мороженое открыто.
Как разговорный ИИ может ответить на сложный запрос?
Разговорный ИИ может разбивать вопросы, как описано выше, на их смысловые элементы (поисковые намерения) и распознавать их связи.
Это работает тем лучше, чем более тщательно ИИ был заранее обучен соответствующим фактическим знаниям (например, из графа знаний).
Ответ, в свою очередь, можно получить из графа знаний. Графы знаний, как показывает Google, предлагают подходящую технологию для описания и связывания данных в простой и гибкой форме, а также для последовательного отображения этих фактических знаний с использованием единой семантики.
Чтобы получить максимально правдоподобные данные, имеет смысл записывать данные локально и агрегировать их в графе знаний. Качество данных затем можно улучшить с помощью алгоритмов искусственного интеллекта:
Данные адреса проверки
Можно проверить, например, путем сравнения их с другими источниками геоданных. Это повышает качество машинной обработки и дает возможность всегда правильно и достоверно отвечать на вопросы гостей на основе проверенных данных.
Расширения данных
Кроме того, позже можно добавить дополнительную информацию, например, часто задаваемые вопросы: «На чем лучше ездить по велосипедной дорожке: на горном велосипеде или на гоночном велосипеде?».
При выдаче на запрос о местах с высокой посещаемостью имеет смысл выдавать дополнительную информацию о заполняемости (в реальном времени или в форме прогнозов как рекомендация на основе искусственного интеллекта для туризма).
Для таких приложений абсолютно необходим единый «язык» данных в виде открытых и совместимых моделей данных, выходящих за рамки простых форматов обмена. Именно такой подход используется во многих национальных инициативах, направленных на разработку стандартизированных моделей открытых данных, обеспечивающих основу для того, чтобы диалоговый ИИ всегда мог использовать данные, которые ему необходимы для соответствующего поиска.
Как в туризме сегодня используют голосовые помощники и чат-боты
Ваш веб-сайт может быть оснащен этими инструментами уже сегодня, поскольку он используется в качестве точки контакта с гостями.
Во время поездки голосовое приложение можно установить на общедоступные точки доступа Wi-Fi или выполнять функцию голосового помощника в туристическом информационном центре. Голосовой помощник ответит на вопросы и сообщит подробности о погоде или турах на следующий день.
Для обеспечения наилучшего качества выходные каналы подачи информации необходимо адаптировать под разные устройства. Дополнительное отображение на экране велосипедной поездки, предложенное голосовым помощником, может оказаться весьма полезным.
Однако качество любого чат-бота или голосового помощника зависит от данных, на которых он основан. Качество и своевременность являются важным фактором. В связи с ростом машинной обработки данных, а также их связывания и оценки важными компонентами являются признанные на международном уровне модели данных, гарантирующие единообразную семантику.
Решению вопросов открытых данных в туризме в России посвящен проект TODA —Travel open data Альянс.